Сервис опросов

Медицинские организации Липецкой области

Особенности сдачи в аренду недвижимого имущества федеральных казенных учреждений системы МВД России

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Введение   

Аренда государственного и муниципального имущества отличается рядом особенностей, связанных с тем, что она регулируется помимо Гражданского кодекса РФ специальными законами, в том числе Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[1], Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и некоторыми иными. Следовательно, при разрешении вопроса о сдаче в аренду имущества, закрепленного за федеральным казенным учреждением на праве оперативного управления, необходимо учитывать особенности, установленные вышеперечисленными федеральными законами.

Статьей 214 ГК РФ определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью[2]. Находящееся в государственной собственности имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение[3].

    В соответствии со ст. 296 ГК РФ  учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При этом казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества[4].

    Таким образом, сдача в арену имущества федеральным казенным учреждением осуществляется только в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (например, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, и с согласия собственника. Чаще всего федеральными казенными учреждениями системы МВД России в аренду сдается недвижимое имущество. Поэтому в рамках настоящих методических рекомендаций представляется целесообразным подробнее рассмотреть порядок сдачи в аренду недвижимого имущества.

 

I. Порядок согласования распоряжения недвижимым имуществом федерального казенного учреждения

 

Порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным казенным учреждением, определен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537[5]. В соответствии п. 2 Положения функции и полномочия учредителя в отношении федерального казенного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

 Как следует из  пп. "к" п. 3 Положения, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4  Положения, распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения, в том числе передачу его в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами. Согласно п. 4 Положения решение по вопросу, указанному в подпункте "к" пункта 3 Положения (далее – решение), принимается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, за исключением решения в отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации и Федерального агентства морского и речного транспорта (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом рассматривает проект решения и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании.

В случае непоступления от Федерального агентства по управлению государственным имуществом соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня направления ему проекта решения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решение считается согласованным.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, уведомляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о принятом решении (с приложением его копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и внутренних войск является МВД России[6]. В соответствии с Положением о Департаменте по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации[7], утвержденном приказом МВД России от 24.06.2011 № 722, Департамент выполняет функции головного подразделения Министерства в области имущественных отношений. Одной из основных функций департамента является осуществление в установленном Правительством Российской Федерации порядке согласования распоряжения движимым и недвижимым имуществом (в том числе передачи его в аренду) Министерства, органов, организаций и подразделений системы МВД России. Таким образом, обращение о сдаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными казенными учреждениями системы МВД России на праве оперативного управления, должно направляться в Департамент.

Следует учитывать, что в настоящее время перечень документов, необходимых для принятия решения о сдаче недвижимого имущества, нормативными правовыми актами МВД России не определен. При направлении обращения в Департамент можно руководствоваться следующим примерным перечнем:

N

п/п

Наименование документа

1.

Сопроводительное письмо (должно содержать:

- обоснование целесообразности заключения договора аренды;                    - информацию о техническом состоянии объекта (необходимость ремонта и источник финансирования);                          

- информацию об использовании объекта недвижимого имущества организацией.       

2.

Состав передаваемых помещений            

3.

Документы БТИ (кадастровый паспорт, поэтажный план, экспликация) на объект недвижимого имущества со сроком давности не более пяти лет по форме, утвержденной Федеральным законом от 24 июля2007 г. №  221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"  

4.

Выписка из ЕГРП, содержащая сведения о правах на объект недвижимого имущества со сроком давности не более трех месяцев    

5.

Выписка из РФИ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества"                               

6.

Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления

7.

Свидетельство о государственной регистрации права постоянного            

(бессрочного) пользования на земельный участок                                  

8.

Кадастровый паспорт земельного участка   

 

 

II. Порядок проведения процедур сдачи в аренду федерального недвижимого имущества

 

Особенности порядка заключения договоров аренды в отношении государственного имущества установлены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[8]. В соответствии с ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, в отношении государственного имущества, принадлежащего на праве оперативного управления казенным учреждениям, может осуществляться только на торгах за исключением ряда случаев, предусмотренных указанной статьей. Так, в соответствии с  п. 14 ч. 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

При подготовке к проведению торгов на право заключения договоров аренды федерального недвижимого имущества следует учитывать, что на основании ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является обязательным проведение оценки при определении стоимости объектов, принадлежащих РФ, в случае передачи их в аренду. Окончательная ставка арендной платы устанавливается по итогам проведения конкурса или аукциона на заключение договора аренды помещения, но не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона.

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, утверждены приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67[9].

Проводимые в соответствии с Правилами конкурсы являются открытыми по составу участников, а аукционы - по составу участников и форме подачи предложений.

Заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган[10]. Указанный Перечень приведен в Приложении 2 к Приказу ФАС РФ от 10.02.2010 № 67.

Организатором конкурсов (аукционов) на право заключения рассматриваемых нами договоров аренды в соответствии с п. 4 Правил  является уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. При этом организатор вправе на основе договора привлечь юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по организации и проведению конкурсов (аукционов)[11].

Для проведения конкурса или аукциона создается конкурсная или аукционная комиссия, при этом[12] :

- к функциям конкурсной комиссии относятся: вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов и подписанным заявкам на участие в конкурсе, определение участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола об отказе от заключения договора;

- к функциям аукционной комиссии относятся: рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, протокола аукциона, протокола об отказе от заключения договора.

Участником конкурсов (аукционов) может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора и соответствующее требованиям, установленным законодательством РФ для таких участников[13].

Информация о проведении конкурсов (аукционов) публикуется на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет, предназначенном для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru).

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер[14].

Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора[15].

С победителями конкурса (аукциона) впоследствии заключается договор аренды[16].

 

III. Государственная регистрация договора аренды недвижимого имущества

 

В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Согласно п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения подлежит государственной регистрации, если он заключен на срок не менее года. Договор считается заключенным с момента оформления такой регистрации.

Как следует из п. 2 Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утвержденной приказом Минюста России от 06.08.2004 № 135 государственная регистрация договоров аренды недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[17], в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219, иными нормативно-правовыми актами РФ, принятыми в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон этого договора.

Когда в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения)[18].

 

IV. Пролонгация договора аренды

 

Вопросы продления действия договоров аренды государственного имущества (в том числе переданного учреждению в оперативное управление) урегулированы ч. 9 - 11 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. Если арендатор надлежащим образом исполнял свои обязанности, договор с ним заключается на новый срок, при этом торги не поводятся (если иное не установлено договором и срок его действия не ограничен законодательством РФ). При этом должны соблюдаться следующие условия:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора).

При условии соблюдения указанных условий, арендодатель в силу ч. 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не вправе отказать арендатору в пролонгации договора. Отказ от заключения на новый срок допускается только при наличии у арендатора задолженности на момент окончания договора аренды или принятия решения, предусматривающего иной порядок распоряжения данным имуществом.

Особенности пролонгации договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества разъясняются Федеральной антимонопольной службой РФ в письме от 24.04.2014 № ЦА/16309/14.

Как следует из разд. 15 Разъяснений ФАС:

1) поскольку существует возможность отказа арендатору в пролонгации договора из-за принятия иного решения о распоряжении имуществом, арендодателю необходимо получить согласие собственника этого имущества на перезаключение договора аренды;

 2) пролонгация договора аренды на основании ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции может происходить по тем же основаниям неограниченное количество раз. Но важно, чтобы каждый раз соблюдались требования, установленные приведенной нормой.

 

 

 

Правовое направление

ФКУЗ «МСЧ МВД России по Липецкой области»

 



[1] далее – «Закон о защите конкуренции».

[2] ст. 215 ГК РФ.

[3] п. 4 ст. 214 ГК РФ.

[4] п. 4 ст. 298 ГК РФ.

 

[5] Далее – «Положение».

[6] п. 10 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

[7] Далее – «Департамент».

[8] Далее – «Закон о защите конкуренции».

[9] Далее – «Правила».

[10] п. 3 Правил.

[11] п. 5 Правил.

[12] п. п. 8, 13, 14 Правил.

[13] п. п. 17, 18 Правил.

[14] п. п. 86, 92, 94 Правил.

[15] п. 142 Правил.

[16] п. п. 92 - 100, 150 Правил.

[17] далее – «Федеральный закон № 122-ФЗ».

[18] п. 3 ст. 26 Федерального закона N 122-ФЗ

Путевки на санаторно-курортное лечение

Внимание! Имеются путевки на январь-февраль 216 г.

Внимание! Имеется путевка в детский санаторий

санаторий быково

В ФКУЗ «МСЧ МВД России по Липецкой области» имеется 1 бесплатная путевка в детский санаторий «Быково» с 27.09.2015 г. по 10.11.2015 г.

Международный день защиты детей

7

Сотрудники ФКУЗ «МСЧ МВД России по Липецкой области»  посетили воспитанников Областного детского дома имени Героя Российской Федерации Э.Б. Белана.

К 70 летию победы

70 Летие победы 

Воспоминания фронтовика

35-летняя годовщина со дня открытия госпиталя

госпиталь12 декабря 2014 г. госпиталь МСЧ МВД России по Липецкой области отметил 35-летнюю  годовщину со дня своего открытия

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Моя бегущая строка Контактный телефон: (4742) 74-88-50 - приемная, 74-89-34 - организационно-методический и лечебно-профилактический отдел, 33-44-89 - централизованная бухгалтерия, 74-80-74 - отдел кадров
Бесплатный хостинг Okis.ru